«Ребёнок – существо разумное, он хорошо знает потребности, трудности и помехи своей жизни».
(Януш Корчак)
Для родителей крайне важно:
– Обязательное проявление интереса к школе, классу, в котором учится ребёнок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребёнком после прошедшего школьного дня.
– Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
– Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребёнка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
– Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
– Учёт темперамента ребёнка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
– Предоставление ребёнку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля над его учебной деятельностью.
– Поощрение ребёнка. И не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребёнка.
– Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребёнка.
– Необходимость смены учебной деятельности ребёнка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
– Наблюдение за правильной позой во время домашних заданий, соблюдение светового режима.
– Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
– Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребёнка.
– Забота родителей о закаливании ребёнка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.
– Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребёнка.
– Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Золотые правила воспитания для родителей
Любите своего ребенка, и пусть он никогда не усомнится в этом.
Принимайте ребенка таким, какой он есть, - со всеми достоинствами и недостатками.
Опирайтесь на лучшее в ребенке, верьте в его возможности.
Стремитесь понять своего ребенка, загляните в его мысли и чувства; почаще ставьте себя на его место.
Создайте условия для успеха ребенка; дайте ему возможность почувствовать себя сильным, умелым, удачливым.
Не пытайтесь реализовывать в ребенке свои несбывшиеся мечты и желания.
Помните, что воспитывают не слова, а личный пример.
Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, особенно не ставьте их в пример. Помните, что каждый ребенок неповторим и уникален.
Не рассчитывайте на то, что ребенок вырастет таким, как вы хотите.
Помните, что ответственность за воспитание ребенка несете именно вы.
Некоторые проблемы пятиклассника
В письменных работах пропускает буквы.
Не умеет применять правила, хотя знает их формулировку.
С трудом решает математические задачи.
Плохо владеет умением пересказа.
Невнимателен и рассеян.
Неусидчив во время занятий, индивидуальной работы.
Не умеет работать самостоятельно.
С трудом понимает объяснения учителя.
Постоянно что-то и где-то забывает.
Плохо ориентируется в пространстве (в том числе и в своей тетради).
Испытывает страх перед уроками, учителями, ситуациями проверки знаний.
Часто меняет приятелей, ни с кем не дружит подолгу; часто бывает одинок.
Признаки возникшей дезадаптации школьника
Усталый, утомленный вид ребенка.
Нежелание делиться впечатлениями о проведенном дне.
Стремление при разговоре отвлечь родителей от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
Нежелание выполнять домашние задания.
Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
Беспокойный ночной сон.
Трудности утреннего пробуждения, вялость.
Постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Составила педагог-психолог: Калимуллина С.И.